Развитие мальчиков до года мало чем отличается от развития девочек. Как правило, несколько различается только набираемый вес и рост малышей.
При рождении девочки обладают большим количеством жировых запасов, чем у мальчиков. Однако новорожденные мальчики, как правило, длиннее и тяжелее, и они могут расти более быстрыми темпами, чем девочки. Окружность головы до месяца у мальчиков в среднем чуть больше (менее 1 см), чем у девочек. По мере развития эта разница увеличивается.
Основными показателями, на которые ориентируются молодые родители ребенка до года это вес и рост малыша. Кроме этого учитываются врожденные рефлексы, сенсорные реакции, статика и моторика, а также речь и эмоции.
Рассмотрим развитие мальчика по месяцам и детально разберем физиологические нормы.
Таблица 1. Средние рост и вес мальчиков с рождения до 1 года
Год + месяц | Вес( кг) | Рост( см) | Месяц |
Новорожденный | 3,60 | 50 | 0 |
1 месяц | 4,45 | 54,5 | 1 |
2 месяца | 5,25 | 58,0 | 2 |
3 месяца | 6,05 | 61 | 3 |
4 месяца | 6,7 | 63 | 4 |
5 месяцев | 7,3 | 65 | 5 |
6 месяцев | 7,9 | 67 | 6 |
7 месяцев | 8,4 | 68,7 | 7 |
8 месяцев | 8,85 | 70,3 | 8 |
9 месяцев | 9,25 | 71,7 | 9 |
10 месяцев | 9,65 | 73 | 10 |
11 месяцев | 10 | 74,3 | 11 |
12 месяцев | 10,3 | 75,5 | 12 |
Таблица 2. Размеры (обхват) головы у мальчиков до года
Возраст | Окружность головы | % от длины тела |
До 1 месяца | 35 | 69 |
1 месяц | 37 | 69 |
2 месяца | 39 | 68 |
3 месяца | 41 | 67 |
6 месяцев | 44 | 65 |
9 месяцев | 46 | 64 |
1 год | 47 | 63 |
Психомоторное развитие мальчиков первого года жизни
Психомоторное развитие ребенка — это статическая и моторная активность, адаптационные умения ребенка, речевые и эмоциональные изменения.
1-й месяц
В первый месяц у новорожденного ярко выражены безусловные врожденные рефлексы — сосательный и хватательный. К концу первого месяца у малышей уменьшается физиологический гипертонус мышц, и как следствие,постепенно угасает хаотичное движение ручками и ножками.
Статика и моторика | Ребенок начинает держать голову в горизонтальном положении несколько минут, прислушивается к голосу взрослого, реагирует на резкие звуки и яркий свет вздрагиванием |
Речь | У малыша появляется первое гуление, которое характеризуется единичными звуками к концу месяца |
Общие навыки | Первая улыбка |
2-й месяц
В 2 месяца ребенок активно двигает конечностями, но движения эти становятся менее хаотичными и более скоординированными. Может поворачиваться телом из стороны в сторону. Делает попытки поднять голову и тело, приподнимая шею и грудь примерно на 45 градусов. Малыш улыбается при виде мамы и папы. Гулит и произносит «агу».
Статика и моторика | Младенец совершает повороты головы в разные стороны, более уверенно удерживает голову |
Речь | Частое короткое гуление |
Общие навыки | Продолжительная зрительная реакция за движущимися предметами, а также на звук и на человека со стороны. Улыбка при виде матери |
3-й месяц
В 3 месяца у мальчика угасают безусловные рефлексы, приходит в норму мышечный тонус , малыш уверенно держит голову. У ребенка появляется активная и осмысленная реакция, развивается хватательный рефлекс — он тянется за игрушкой. Постепенно развивается хватательный рефлекс. Ребенок активней реагирует на различные раздражители ( свет, звук), продолжительно гулит, более эмоционально общается с матерью. Малыш улыбается даже незнакомым людям.
Статика и моторика | Малыш тянется за игрушкой |
Речь | Частое продолжительное гуление |
Общие навыки | Активная реакция на звуковые и световые раздражители. Реагирует на яркие предметы. Развивается хватательный рефлекс |
4-й месяц
В четыре месяца малыш начинает переворачиваться на бок, может взять понравившуюся игрушку и рассматривать ее. Движения ребенка более осмысленные и целенаправленные. Малыш легко узнает близких, различает своих-чужих, может смеяться при положительных эмоциях. В его речи среди гласных появляются некоторые согласные.
Статика и моторика | Ребенок приподнимается лежа на животе, опираясь на локти. Переворачивается со спины на живот. В вертикальном положении фиксируются опоры ногами. |
Речь | Частое и продолжительное гуление при помощи различных звуков. В речи появляются согласные. |
Общие навыки | Внимание на звук, предметы. Наблюдается оживление при встрече с незнакомыми людьми. |
5-й месяц
В пятимесячном возрасте мальчик легко переворачивается с живота на спину, тянется ко всем игрушкам и другим интересующим его предметам в радиусе доступа. Пробует на вкус предметы и игрушки. Малыш отчетливо различает своих-чужих, может произносить слоги . Оживленно радуется общению с другими малышами.
Статика и моторика | Ребенок поворачивается с живота на спину, может стоять при поддержке в подмышечной области |
Речь | Гуление с подключением некоторых слогов |
Общие навыки | Узнает близких и чужих людей. Может проявляться негативные эмоции ( испуг) в присутствии чужих людей. Активно и эмоционально общается с близкими. |
6-й месяц
В пол-года мальчик может перекладывать предметы из руки в руку, активно переворачивается, делает попытки садиться. Ребенок активно реагирует на родственников и других
людей, просится на руки. В речи чаще употребляет разные слоги и звуки — малыш лепечет. С полугода дети сильно привязываются к своим родителям и очень тяжело переносят даже короткую разлуку с мамой и папой.
Статика и моторика | Ребенок может сидеть без поддержки |
Речь | Появляется лепет |
Общие навыки | Более адекватная реакция при появлении матери, отца или чужого человека |
7-й месяц
В 7 месяцев мальчик сидит с прямой спиной без опоры и поддержки. Лежа на спине активно двигает и играется ногами. Активно ползает. В вертикальном положении пружинит ножками при опоре на них. Может менять положение тела при необходимости (например достать игрушку). Малыш требует большего эмоционального общения, ему нравится играть с мамой.
Статика и моторика | Ребенок активно ползает и самостоятельно сидит |
Речь | Активно лепечет, начинает понимать родительскую речь |
Общие навыки | Перекладывает игрушки с места на место, из руки в руку. Четкая реакция на человека |
8-й месяц
В 8 месяцев малыш может быстро ползать, садиться и вставать, ложиться, манипулировать игрушками. Понимает речь, адекватно реагировать на вопросы — одобрительно или отрицательно кивает головой, выполняет несложные действия, которым его научили (махать ручкой «пока», играть в «ладушки»). Малыш может произносить слоги, состоящие из согласного и гласного звука. Может повторять звуки за взрослыми. Первые попытки ходить с опорой.
Статика и моторика | Ребенок сам ложится, садится, поднимается. Ходит, удерживаясь за опору |
Речь | Активно лепечет, повторяет звуки за родителями |
Общие навыки | Играется с игрушками, машет ручкой на прощанье, играет в «ладушки» |
9-й месяц
В девять месяцев мальчик может повторять некоторые действия за взрослыми или старшими детьми, самостоятельно играет, начинает специально скидывать или ронять предметы. На простые вопросы он отвечает простыми действиями, а слоги может дублировать — «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В лексиконе появляется слово «дай». В 8-9 месяцев малыш с удовольствием изучает книжки и может узнавать и показывать на любимых героев и животных. Ребенок звуками старается изобразить голоса животных.
Статика и моторика | Ребенок ходит при поддержке или самостоятельно от одной опоры к другой |
Речь | Может повторять слоги, понимает интонацию голоса, отвечает кивком на вопросы. |
Общие навыки | Двигается под ритмичную музыку (танцует). Самостоятельно играет игрушками длительно время. Выполняет несложные просьбы. Знает свое имя |
10-й месяц
В 10 месяцев малыш умеет производить определенные действия строить пирамидку, складывать кубики, открывает-закрывает ящики, знает место, где лежат игрушки. Малыш активно ползает и может ходить, держась за руку, опираясь о стену. Делает попытки пойти самостоятельно без поддержки. Может произносить первые слова.
Статика и моторика | Ребенок может стоять 2-3 секунды без опоры и делает попытки начать ходить самостоятельно. Хорошо и быстро ползает |
Речь | В речи появляются первые слова, которые ребенок произносит осмысленно |
Общие навыки | Повторяет движения взрослых, любит играть, кладет игрушки на место |
11-й месяц
В 11 месяцев ребенок должен понимать слова «можно» и «нельзя». Может стоять без поддержки, пытается ходить самостоятельно. Радуется, другим маленьким детям. Словарный запас малыша расширяется до слогов «ля-ля», «мяу», и т. д.
Статика и моторика | Ребенок стоит без опоры. Некоторые начинают ходить |
Речь | В лексиконе имеется несколько слов |
Общие навыки | Начинает понимать запреты или просьбы — «нельзя», «не бери», «отдай» и т. д. Выполняет простые требования и просьбы |
12-й месяц
В год, как правило, мальчики умеют ходить самостоятельно. Словарный запас расширяется до нескольких слов, которые в больше степени понятны только родителям. Малыш очень любит играть с детьми, с родителями. Выполняет просьбы, хорошо понимает слово «нельзя». Малыш умеет собирать пирамидку, и складывать свои игрушки на место. Речевое развитие мальчика в год позволяет произносить ему слова из нескольких слогов, а некоторые дети в этом возрасте произносят целые фразы. Большинство своих действий годовалый ребенок совершает осмысленно, выполняет различные просьбы и адекватно реагирует на запреты. В год ребенок может держать ложку, а также иметь определенные вкусовые предпочтения.
Статика и моторика | Самостоятельно ходит |
Речь | В речи до 10 слов |
Общие навыки | Узнает близких людей по фотографиям. Исполняет более сложные требования и просьбы |
Год — это один из самых интересных и забавных возрастов ребенка, но вместе с тем, это и тревожное время для родителей. От мамы и папы требуется большое внимание, чтобы постоянно следить за малышом и держать его постоянно на виду — ведь годовичок, и особенно мальчик, вставший на ножки превращается в подвижное и любопытное существо, которое будет исследовать весь дом, переворачивая его вверх дном. Поэтому родители должны обязательно обеспечить полную безопасность для ребенка и убрать из зоны доступа малыша все вещи и предметы, представляющие опасность.