Детская психология, Развитие речи        15 января 2017        1083         0

Речь ребенка дошкольного возраста

Речь – это не только возможность общаться, это и еще один способ больше узнать об окружающем мире, получить ответы на свои вопросы. Особое значение речь ребенка дошкольника играет в формировании мышления: слово нужно ребенку, чтобы учиться рассуждать и делать выводы. Именно поэтому ее развитию в дошкольном возрасте уделяется много внимания.

Развитие речи у дошкольников — возрастные этапы

Примерно к году у детей появляются первые слова. К началу дошкольного возраста речь ребенка уже позволяет ему отвечать на вопросы, задавать свои, называть окружающие его предметы. Тем не менее, еще многому нужно научиться.

С каждым годом речь ребенка дошкольника все больше приближается по уровню развития к взрослой.

Особенности речи малышей 3 – 4 лет

Дети этого возраста могут назвать большинство предметов из своей повседневности и ответить на вопрос «что этим делают?». Некоторые сложности могут возникнуть при необходимости рассказать, какой этот предмет. Словарь признаков в речи ребенка дошкольника только формируется.

Самостоятельно составить рассказ о чем-то малышу в этом возрасте еще сложно, но если помочь ему наводящими вопросами или показать картинку, то он сможет рассказать о любимой игрушке или парой предложений передать смысл любимой сказки.

Речь ребенка 4 – 5 лет

В словаре дошколят появляются слова, обозначающие расположение предметов в пространстве (слева, справа, далеко, сверху и т.д.), отражающие эмоции и переживания людей (веселый, грустный).  Рассказать о признаках предмета  для детей уже не составит труда.

Малыши совершенствуют умение пересказывать, с воодушевлением стараясь передать смысл услышанного рассказа или сказки.

В этом возрасте у детей проявляется особая любознательность. Они активно упражняются в задавании вопросов, чтобы как можно детальнее узнать о том, что для них наиболее интересно. Это помогает ребенку понять, как объединить предложения в связный рассказ.

Речевые навыки 4 – 5-летних дошкольников

Связная речь в этом возрасте достигает такого уровня, что ребенок уже может порадовать родителей интересным рассказом, как  составленным самостоятельно, так и где-то услышанным.

Имея в словаре большое разнообразие слов, ребенок становится интересным собеседником для сверстников и взрослых.

Пятилетние дети уже достаточно ловко используют в речи разные формы слов и могут строить сложные предложения.

Речь дошкольника в 6 – 7 лет

В этом возрасте ребенок может передать словами сюжет любимого мультфильма, пересказать любимую сказку, связно рассказать о событиях своей жизни. Он охотно делится своими рассуждениями по поводу затронувшей его темы, легко выражает свои мысли.

Пройдя путь от простых слов и односложных ответов на вопросы, к 7 годам речь ребенка дошкольника становится важным средством общения, обучения и развития личности.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного поиска ответов на свои вопросы. И такая любознательность стимулирует развитие речи ребенка. Кроме того, у детей развивается навык слухового контроля за собственным произношением и умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Другими словами, формируется фонематическое восприятие.

Изменение речи дошкольников проявляется в:

  • увеличении словарного запаса;
  • совершенствовании произношения звуков;
  • приобретении навыков изменения формы слов (род, число, падеж) и их правильного использования;
  • изменении качества связной речи.

Получая новые знания об окружающем мире, ребенок дошкольник усваивает значение новых слов. Услышанное слово становится достоянием ребенка, если он не только может повторить его, но и понимает смысл.

Речь дошколят пополняется обобщающими понятиями. Например — мяч, куклу, машинку ребенок уже может объединить одним словом «игрушки».

В речи ребенка старшего дошкольного возраста можно наблюдать и абстрактные понятия, такие как добро, зло, вера, мечта, время.

Постепенно у детей завершается формирование всех звуков речи. В младшем дошкольном возрасте у многих детей наблюдаются трудности в произношении звуков с, ж, ш, р. А старшие дошкольники, как правило, рычат, жужжат, шипят уже без проблем. Это связано с завершением формирования речевого (артикуляционного) аппарата и зубного ряда у детей шести-семилетнего возраста.

Экспериментируя со словами, изменяя их по форме, дети приобретают навыки словоизменения и словообразования. Первые попытки могут быть с ошибками, например,  встречаются случаи использования во множественном числе слова стулы (а не стулья). Постепенно, наблюдая за речью взрослого, у дошкольников закрепляются только правильные способы изменения слов.

Речь присутствует в различных видах деятельности детей. Ребенок может рассуждать о том, как он будет выполнять предстоящее задание, озвучивать свои действия, обращаться за помощью, давать оценку своим достижениям в деятельности.

Словарный запас дошкольника

В начале дошкольного возраста словарь ребенка представлен в основном  словами, обозначающими те предметы и явления, с которыми ему чаще всего приходится сталкиваться (игрушки, продукты питания, погодные явления).

У ребенка 4-5 лет происходит активное наполнение словаря. В него добавляются слова с новыми значениями: свойств предметов (по цвету, форме, весу), эмоций, назначения предметов. Совершенствование навыков использования суффиксов приводит к появлению в лексиконе уменьшительно-ласкательных форм слов.

В возрасте 5 – 6 лет речь ребенка дошкольника становится богаче на слова, используемые для указания времени (давно, сегодня, летом) и места (слева, справа, далеко). В лексикон также добавляются числительные.

Таким образом, к концу дошкольного возраста словарь дошкольника содержит достаточное количество слов для свободного выражения собственных мыслей и поддержания непринужденной беседы.

Развиваем речь ребенка дошкольника

Задача развития речи ребенка дошкольного возраста предполагает создание для него таких условий, в которых он будет либо активным слушателем, либо рассказчиком. Для этого используют:

  • Ролевые игры;
  • Музыкальные игры (логоритмика);
  • Пальчиковые игры;
  • Чтение сказок, рассказов, детских стихотворений.

Становясь в игре доктором или воспитателем, ребенок учится добирать правильные слова, строить диалог, ориентируясь на созданный в его воображении сюжет. Сама по себе игровая ситуация –  это те естественные условия, в которых ребенок ведет себя непринужденно и желает общаться.

Если речь сопровождается музыкой, то это помогает ребенку научиться чувствовать темп, ритм слов. Значение таких занятий заключается в том, что вырабатывается способность плавно соединять слоги в слова. И если ребенку было трудно повторить за взрослым сложные слова (к примеру, он мог сказать не температура, а темпетура), то музыка поможет ему научиться делать это правильно.

Пальчиковые игры помогают не только сделать движения ребенка более ловкими, но и побуждают его к повторению за взрослым интересных стихотворений.

В книгах ребенок находит для себя новые знания об окружающем мире. Слушая различные рассказы, он начинает понимать, как объединяются по смыслу отдельные предложения. Если в тексте встречаются незнакомые малышу слова, то их нужно объяснить.

Развивать речь дошкольника – это еще и постоянно общаться с ним, развернуто отвечать на его вопросы, интересоваться, как прошел его день.

Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Чтобы речь ребенка была правильной, нужно:

  • помогать ему узнавать новые слова;
  • учить правильному речевому дыханию (когда выдох длиннее вдоха);
  • показывать ему, как произносить трудные звуки (ш, ж, с, з, л, р);
  • развивать способность слышать и исправлять свои ошибки в речи.

В соответствии с этими задачами и подбираются игры и упражнения, цель которых развитие речи дошколят.

У детей младшего дошкольного возраста особое внимание уделяется обучению правильному произношению звуков и слов. Для этого используют чистоговорки, упражнения на звукоподражание, игры для развития речевого дыхания.

Чистоговорки

Эти упражнения помогают закрепить правильное произношение звука в слогах.

Например, имея картинку с изображением лисы, можно предложить для ребенка повторение такой чистоговорки:

Са-са-са – побежала лиса

Су су су – не боимся мы лису.

Игра на звукоподражание «Позови»

Для игры понадобятся картинки с изображением животных и их детенышей. Задача ребенка – помочь маме позвать своего малыша.

Можно сказать: «Собачка зовет щенка «гав-гав», давай повторим громко, чтобы он услышал».

Упражнение на развитие речевого дыхания «Летят снежинки»

Взрослый рассказывает, что снежинки такие легкие,  подует ветерок – и они разлетаются. Далее берет на ладонь бумажную снежинку и показывает, как ее сдуть. После этого ребенок повторяет действие: делает вдох и с силой дует на снежинку, чтобы она слетела с ладошки.

Игра «О чем я говорю?»

Эта игра поможет расширить словарный запас ребенка, а также научит описывать предметы.

Сначала нужно показать ребенку несколько игрушек, описать их вместе. А после этого уже можно предложить найти ту игрушку, о которой говорит взрослый. Например: «А что у нас круглое, зеленое и его можно катить?». Ребенок должен догадаться, что это мячик.

Игра на развитие слухового внимания «Услышишь – хлопни»

Это важно для того, чтобы уметь сравнивать свою речь с речью взрослого и исправлять свои ошибки.Взрослый называет слова, ребенку нужно выполнить определенное действие, если в произнесенном слове есть заданный звук. Задание может быть таким: «Я буду называть слова, в некоторых из них прячется звук «р», если ты услышишь его, то хлопни в ладоши».

Игра «Домики для слов»

Можно предложить малышу разложить картинки по коробочкам. Одна коробочка – домик для слов со звуком «л», а вторая – для слов со звуком «р», например.

Упражнение «Продолжи историю»

Развитию связной речи у детей способствует совместное со взрослым составление рассказов. Взрослый начинает рассказывать, а в какой-то момент останавливается и обращается с вопросом к ребенку, предоставляя ему возможность продолжить историю. Например: однажды зайка решил приготовить для мамы-зайчихи подарок и отправился на его поиски. Вот он пришел… как думаешь, куда он пришел? Что он там нашел? Обрадуется ли мама-зайчиха такому подарку? Что она скажет зайке?

Упражнение «Вверх – вниз»

В старшем дошкольном возрасте добавляются упражнения на развитие умения регулировать силу голоса, передавать голосом настроение. На листе бумаги нужно нарисовать лесенку. Задача ребенка, поднимаясь вверх, произносить слово громче и громче, а опускаясь вниз- все тише и тише.

Игра «Кто в домике живет?»

Старшие дошкольники уже активно учатся определять, сколько в слове звуков, слогов. Для игры понадобится нарисовать два домика (в одном будет три окна, во втором – четыре) и приготовить картинки животных, названия которых состоят из 3 – 4 звуков. Ребенку нужно расселить животных по домикам: в первый поселить тех, чье название из трех звуков, во второй – тех, в чьем названии четыре звука. Это могут быть: лис, кот, сова, рысь, лев, тигр и другие.

Общие рекомендации для развития речи

Речь ребенка дошкольника совершенствуется в процессе различных видов деятельности. Вот некоторые правила, которые помогут родителям сделать любое занятие полезным для развития речи ребенка дошкольного возраста.

  1. Ребенок должен слышать правильную речь. Общаясь с ребенком, нужно следить за своей речью, избегать жаргонизмов, правильно согласовывать слова в предложении.
  1. Все, что вы рассказываете малышу, должно быть доступным для его понимания. Новые слова непременно должны объясняться, а книги для чтения должны соответствовать темам, интересным для ребенка. Поворачивайтесь к ребенку лицом, когда показываете, как произносите трудное слово.
  1. Просите ребенка рассказывать о том, как прошел его день, обсуждайте прочитанную книгу или просмотренный мультфильм. Наводящими вопросами помогайте ему расширять свой рассказ описанием деталей.
  1. Играя с малышом, погружайтесь вместе с ним в воображаемый мир. Если он покупатель, общайтесь с ним как продавец.

И главное, любая задача не может реализоваться, если ребенок не будет чувствовать любовь и поддержку взрослого. Он должен знать, что если он ошибается, то ему помогут исправиться.

Добавить комментарий

Новости от партнеров
Реклама от партнеров