Детский сад и школа, Дошкольники, Идем в школу, Статьи        15 января 2017        1981         0

Подготовка ребенка к школе

Момент поступления ребенка в школу волнительный для каждого родителя. И это не удивительно, впервые любимый малыш становится взрослым, вступает в новый серьезный этап своей жизни и приобретает новые обязанности. Порой сами родители переживают гораздо больше своих детей, особенно они беспокоятся о подготовленности будущего первоклассника к школе. Это действительно серьезный вопрос, его хочется обсудить подробнее.

Как подготовить ребенка к школе?

Думаю, этим вопросом задаются многие родители. Им кажется, что до поступления в первый класс, нужно обучить ребенка абсолютно всему, что может понадобиться в школе. Попробуем разобраться и выяснить — как не допустить ошибок и правильно подготовить ребенка к учебному процессу.

Подготовка к школе, как правило, подразумевает три варианта :

  • подготовка к школе в детском саду;
  • подготовка в специальных группах;
  • самостоятельная подготовка к школе.

Чтобы понять, как именно происходит подготовка ребенка к поступлению в первый класс, нужно тщательно рассмотреть каждый вариант со всеми его плюсами и минусами:

  1. Подготовка ребенка к школе в детском саду

Если ваш малыш ходит в детский сад, то считайте, что вам нужно меньше всего волноваться о том, как он адаптируется в школе. Детское дошкольное учреждение тщательно готовит детей к первому классу и дает необходимые знания и умения. Некоторые школы работают с детскими садами по принципу преемственности. То есть воспитатели точно знают, какие требования будет предъявлять педагоги в школе к ребенку. Учителя приходят в детский сад, знакомятся с детками, помогают воспитателям проводить занятия и передают свои личные разработки. Такой комплексный подход значительно облегчает переход ребенка в школу, он попадает к уже знакомым педагогам и полностью соответствует всем требованиям. Первый класс не станет для него большим стрессом, на преодоление которого потребуется несколько месяцев. Такие дети обычно быстро и хорошо усваивают новый материал, потому что хорошо подготовлены к серьезным требованиям, предъявляемым к школам.

К сожалению, не все детские сады так тесно сотрудничают с учебными заведениями. Да и родители могут захотеть отдать свое чадо совсем в другую школу по тем или иным причинам. Но волноваться не стоит, обычная программа занятий с детьми в детском саду направлена подготовку к поступлению в школу. Ежедневно ребенок получает новые знания и закрепляет их в игровой форме. Большинство детских садов проводит обучение начальному уровню английского языка, иногда на выбор родителям предоставляют несколько иностранных языков. В целом из детского сада ребенок выходит, хорошо психологически подготовленным и имеющим определенную базу знаний, которая станет основой успешного обучения в школе.

Занятий в детском саду будет достаточно для того, чтобы в первом классе дети чувствовали себя комфортно. Не стоит в последний год перед школой отдавать ребенка во всевозможные кружки по развитию, чтобы сделать его знания глубже и прочнее. Такими усилиями можно просто утомить малыша и отбить у него всякое стремление к познанию нового.

  1. Подготовка ребенка специалистами

Подготовка к школе со специалистом-педагогомЕсли ребенок никогда не ходил в детский сад или родители очень сильно хотят дать ему дополнительные знания, не смотря ни на что, то можно записать малыша в группу по подготовке к школе. В настоящее время объявления о наборе в такие группы можно найти повсеместно. Курс занятий рассчитан на разный период времени и, конечно, кошелек. Не всегда занятия ведут специалисты высоко класса, поэтому прежде, чем отдавать деньги за подготовку своего ребенка, побеседуйте с педагогом. Узнайте, чем будет заниматься ваше чадо, сколько занятий в неделю ему придется посещать, а так же посмотрите на диплом вашего преподавателя. Лучше всего, если занятия ведут практикующие преподаватели, они хорошо ориентируются в школьной программе, ее различиях и методиках подготовки ребенка к школе. Никогда не соглашайтесь отдать ребенка в группу, где занятия будет вести специалист, едва получивший диплом. Он, конечно, может иметь хорошие знания, но опыта будет катастрофически не хватать. А в подготовке ребенка важен именно опыт, он позволяет найти подход к каждому ребенку и раскрыть его потенциал.

Бывает так, что курсы подготовки открываются в летний период в школах. Обычно они кратковременны, длятся около 2-3 недель. Ведут их те преподаватели, которые будут набирать первый класс. Это очень удобно для детей и их родителей, за кратчайший период они знакомятся с будущим первым учителям, школой и новыми требованиями. Такие курсы существенно упрощают школьную адаптацию и способствуют успешному обучению.

  1. Самостоятельная подготовка к школе

Наверное, это самый сложный вариант для родителей. Конечно, хочется, чтобы ребенок был хорошо подготовлен к школе, но, не имея соответствующего образования, очень легко совершить непоправимые ошибки. Педагоги, обучающие первоклассников, довольно часто отмечают, что домашние дети хуже других адаптируются в школьном коллективе и неправильно подготовлены к школе. Итак, давайте перечислим самые распространенные родительские ошибки:

  • отсутствие у ребенка понятия буквы и звука, он не может их подразделять;
  • обучение неправильному звучанию букв в алфавите, в дальнейшем ребенок не сможет правильно читать тексты;
  • пропуск некоторых базовых знаний (к примеру, не дав ребенку понятия единиц и десятков в математике, обучение его счету);
  • изучение ребенком всей программы первого класса, это только помешает ему учиться, так как уроки превратятся в скучную рутину.

Если вы увидели в этих ошибках свои, то немедленно остановите занятия с ребенком, чтобы не навредить ему еще больше. Лучше обратитесь к специалистам, ведь каждый педагог знает, что переучить малыша гораздо сложнее, чем просто научить.

Тем родителям, которые все-таки хотят самостоятельно заниматься с ребенком, стоит заняться чтением специальной литературы по соответствующей тематике. Лучше, если это будут различные книги и видео уроки. Тогда ваши знания по подготовке ребенка к школе будут более полными и развернутыми, а своими занятиями вы не принесете никакого существенного вреда.

Когда начинать готовить ребенка к школе?

Когда начинать готовить ребенка к школеОдни родители считают, что готовить малыша к такому важному событию как поступление в школу необходимо практически с колыбели. Другие высказывают мнение, что у ребенка должно быть сказочное и беззаботное детство, а для подготовки достаточно одного года перед школой. Разочаруем и тех и других, оба подхода в корне не верны.

Подготовку ребенка к школе можно поделить на два этапа:

  • неосознанную;
  • сознательную.

Неосознанная подготовка начинается буквально с младенчества, но она не подразумевает то, что понимают под этим словом большинство родителей. Не стоит записывать ребенка в школы раннего развития, водить в секции и с колыбели учить несколько иностранных языков. Это действительно лишит вашего малыша счастливого детства, в будущем он может высказать вам недовольство по этому поводу.

Неосознанно готовить малыша к школе можно каждый день, просто открывая ему чудеса этого мира. С ребенком необходимо заниматься постоянно, но делать это легко, в игровой форме. К примеру, купите ему пальчиковые краски и рисуйте вместе уже с двухмесячного возраста. Поверьте, это многое даст малышу. Так же важны чтения книг, приучайте ребенка к ним. Читайте много, каждый день, не стоит в будущем ждать интереса к учебе у тех детей, которые никогда не наслаждались родительским чтением вслух. Не пренебрегайте детскими вопросами. Приблизительно с трех лет малыш превращается в «почемучку». Его волнует все, происходящее в этом мире. Никогда не отмахивайтесь от этих вопросов, отвечайте даже на самые сложные из них. Порой дети могут удивить родителей познаниями в той или иной области, невероятно, сколько они всего слышат и впитывают в себя. Чем больше вы будете отвечать, тем больше будет появляться новых вопросов у вашего малыша. Это очень хорошо, благодаря таким вопросам формируется неосознанная тяга к знаниям. Именно она становится основой для формирования учебной мотивации в первом-втором классе. Главное, что должны добиться родители до достижения ребенком пяти лет, это четко сформированное желание познавать мир во всех его проявлениях. Можно сказать, что это самый главный итог неосознанной подготовки к школе.

С пяти лет или даже немного ранее можно начинать сознательно готовить малыша к школе. Не стоит пугать его будущими трудностями, он должен воспринимать поступление в первый класс с радостью и испытывать массу позитивных эмоций. К тому же в этот период большинство детей готовы к изучению алфавита и обучению навыкам чтения. Все это стоит делать в игровой форме, не заставляя ребенка заниматься. Психологи отмечают, что изначально все дети относятся к учебе с большим интересом, но действия родителей «отбивают» желание учиться у 50% малышей. Поэтому будьте предельно осторожны, занимаясь со своим малышом. Если вы все сделает правильно, в школу ваше чадо пойдет абсолютно подготовленным и с огромным желанием получать новые знания.

Подготовка ребенка к школе в домашних условиях

Самостоятельная подготовка ребенка к школе

Если вы решили готовить малыша к школе в домашних условиях, то запомните, что главное в этом процессе четко понимать цели и сроки их достижения. В первую очередь стоит сразу же разделить подготовку на два этапа. Так вам будет легче систематизировать работу и ориентироваться в достижениях. Условно можно назвать эти этапы:

  • психологический;
  • учебный.

Начинать лучше всего с психологического и постепенно включать малыша в учебный процесс. Психологическая подготовка должна вызвать у малыша интерес к школе и желание ходить в это общеобразовательное учреждение. Если ребенок ходит в садик, то этот процесс значительно облегчается, но и в противоположном случае родителям под силу справиться с психологической подготовкой самостоятельно.

Для начала поговорите с малышом и расскажите, для чего ему нужно поступить в школу. Не заостряйте внимание ребенка на оценках, настрой на отличные отметки может в будущем сыграть с вашим чадом злую шутку. Просто объясните, что в школе он будет получать знания и другую важную информацию, проводить время со сверстниками и т.д. Преподнесите информацию с яркой позитивной окраской и внимательно выслушайте вопросы ребенка. Важно, чтобы он понимал, что в школу идут за знаниями и только во вторую очередь за новыми впечатлениями.

После того, как малыш усвоил значение школы, начните рассказывать о том, как устроен школьный распорядок. Приведите отличия детского сада от школы, объясните слова «перемена» и «домашние задания». Параллельно приучайте малыша к самостоятельности, поручите ему простое ежедневное дело и проверяйте его выполнение. Причем малыш должен делать все без напоминания, эти навыки помогут ему в школе. Если что-то у ребенка не получается, научите его не бросать дело на полпути. Он должен сделать его еще раз и только после выполнения заняться своими делами. Будьте максимально терпеливы и всегда хвалите малыша, он должен воспринимать подготовку к школе как веселую и новую игру. Не допускайте, чтобы он заскучал и начал отвлекаться от темы разговора.

Подготовка к учебному процессу в основном должна заключаться в умении ребенка сосредоточенно работать определенный промежуток времени, вырабатывайте в нем усидчивость. Сделать это можно, проводя ежедневные уроки. Составьте расписание и вывесите его на самое видное место. В день должно быть не более двух уроков продолжительностью двадцать минут, между уроками должна быть перемена. Во время первых занятий перемена должна длиться приблизительно сорок минут, в дальнейшем стоит постепенно сократить ее до двадцати пяти минут.

Такие занятия должны быть систематическими. Так ребенок привыкнет к определенному рабочему графику и будет легче воспринимать школьный режим.

Как самостоятельно подготовить ребенка к школе?

Мама готовит к школеКак уже говорилось выше, лучше, если заниматься с ребенком будут специалисты. В случае отсутствия такой возможности можно попробовать самостоятельно проводить простейшие уроки. Попробуем познакомить вас с основными методиками обучения малыша:

  1. Чтение

Приступать к чтению стоит с изучения букв алфавита. Когда малыш четко усвоил весь алфавит, приступайте к сливанию слогов. У одних детей этот процесс занимает несколько недель, другие за пару дней понимают принцип сливания букв в слоги. Не торопите малыша с чтением. Дайте ему возможность узнавать в тексте знакомые буквы и пересказывать вам прочитанные сказки. Со временем он научится складывать из слогов слова. Главное, в этом процессе не давить на ребенка.

  1. Правописание

В первую очередь малыша необходимо научить «печатать» буквы. Изучите специальную литературу и будьте терпеливы. Не всегда ручка поддается с первого раза, и буква получается ровной и красивой. По мере обучения чтению, ребенок может начать писать слоги и простейшие слова. Главное, не учите свое чадо писать письменные буквы, оставьте это учителю. Достаточно показать ребенку неправильное ведение буквы, как вы заставите его долго переучиваться в первом классе. Ограничьтесь печатными буквами.

  1. Математика

Первое знакомство с цифрами нужно начинать с игрушек. Так малышу проще понять значение каждой цифры. Обязательно показывайте, сколько это «три», «четыре» или «пять». Обязательно пишите цифры, это закрепляет пройденный материал. Простейшие задачки на сложение и вычитание тоже можно показывать на игрушках.

  1. Рисование

Это любимые детские уроки. Старайтесь сделать их максимально разнообразными. Запомните, что развитая моторика рук позволит ребенку быстро овладеть навыками письма и облегчит ему обучение в школе. Не только рисуйте, но и делайте аппликации и занимайтесь лепкой.

В целом такие уроки можно начинать проводить с 4-5 лет. Если они будут регулярными, то к семи годам ваш малыш будет весьма уверенно чувствовать себя среди сверстников в первом классе.

Что должен знать будущий первоклассник?

ПОдготовка к школе2Определить, насколько ваш ребенок готов к школе можно с помощью простых вопросов. Если, общаясь с малышом, вы увидели множество затруднений в ответах, то постарайтесь в кратчайший период ликвидировать пробелы в знаниях. Итак, будущий первоклассник должен:

  • знать времена года и дни недели, четко ориентироваться какой день или сезон идет за предыдущим;
  • знать всех своих близких по именам, а так же свое полное имя и адрес;
  • понимать различия между разными периодами одних суток;
  • запоминать и пересказывать небольшие тексты;
  • различать геометрические фигуры;
  • читать по слогам и печатать слова.

Некоторые специалисты приводят другой список требований к знаниям дошкольника:

  • знания цветов;
  • умение описывать события, изображенные на картинке;
  • обладать навыками ухода за собой (завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д.);
  • иметь представления о правилах поведения в обществе и отношения ко взрослым;
  • воспринимать информацию и сидеть на одном месте около тридцати минут.

Хотелось бы сказать, что различные специалисты могут менять пункты в этом списке произвольно, но в целом перечисленные аспекты помогут родителям самостоятельно оценить уровень подготовки своего ребенка к школе.

Подготовка детей к школе в детском саду

Мы уже упоминали о том, что детский сад активно готовит детей к школьным будням. Все занятия направлены на выработку определенных знаний и умений у общей массы детей. С некоторыми воспитатели могут проводить индивидуальные занятия.

Программа подготовки детей к школе в детском саду направлена на:

  • Подготовка к школе в садувыработку у детей учебной мотивации (ребенок должен интересоваться и стремиться узнавать новое);
  • обретение самостоятельности и усидчивости;
  • оформление коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми4
  • формирование навыков коллективного поведения.

Все, что делается воспитателями можно разделить на две категории:

  • деятельность по социализации ребенка;
  • подготовку к учебной деятельности.

Если ребенок плохо подготовлен в какой-либо из этих категорий трудно говорить о его успешной подготовке к школе. Социализации ребенка в детском саду уделяется большое значение. Малыша учат общаться, слушать взрослых и контактировать со сверстниками. В первую очередь ребенок должен понимать, что в коллективе нужно отстаивать свои права и мнение, но делать это с помощью слов, а не силы. Такие навыки помогут ему в дальнейшем успешно адаптироваться к жизни в школе.

Подготовка к учебной деятельности заключается в выработке и активизации познавательных навыков. Ребенок должен хотеть учиться, а так же получать знания самостоятельно. Воспитатели дают детям некоторые знания и учат получать больше информации путем разнообразных действий. Без навыков самостоятельного поиска нужной информации ребенку будет очень тяжело учиться и систематически выполнять домашние задания.

В целом детский сад вносит значительную лепту в подготовку ребенка к школе. Без работы воспитателей дети не смогут легко влиться в учебный процесс и быстро адаптироваться в школе.

Готов ли ваш ребенок к школе?

К школе готовС первого взгляда родителям довольно сложно определить, готов ли ребенок к новому этапу в своей жизни. Предлагаем оценить готовность исходя из нескольких аспектов:

  1. Интеллектуальная готовность

В первую очередь ваш ребенок должен обладать развитой речью и мышлением. Для него не должно представлять труда пересказать тест и читать вместе со взрослым. Подобные умения позволяют легко выделять из текста главных персонажей и сюжетную линию истории. Ребенок должен хорошо рассуждать и определять причинно-следственную связь. К примеру, увидев тучи на небе, малыш должен понимать, что скоро пойдет дождь. Наблюдение за предметами и явлениями это хорошая тренировка для развития ума. Хорошо влияет на детей и творческая деятельность. Доказано, что малыши, которые много рисуют и лепят, а так же четко определяют форму предмета и правильное расположение объектов на картинке, хорошо учатся в школе и легко справляются со школьной программой.

  1. Эмоциональная готовность

Малыш должен ждать поступления в первый класс с радостью, тревога и неуверенность в своих силах будут мешать учебному процессу. К тому же детям к семи годам уже доступны чувства сопереживания и дружбы.

  1. Волевая готовность

Это самый непростой аспект. Многие дети не могут выдерживать постоянной школьной нагрузки, потому что не готовы к школе. Имейте в виду, что первоклассник должен четко понимать свой распорядок дня, ориентироваться во времени, отведенном на приготовление уроков, высиживать и быть сосредоточенным сорок минут.

Отсутствие подобных навыков ведет к трудностям в усвоении школьной программы, в итоге успеваемость ребенка будет все время страдать.

  1. Физическая готовность

Этот аспект может оценить только профессиональный врач. Ребенок проходит медкомиссию и по ее итогам направляется в учебное заведение. Для укрепления здоровья ребенка перед школой его можно записать в какую-нибудь секцию. С этой целью хорошо использовать плавание.

Запомните, что только сочетание всех этих аспектов может свидетельствовать о полной готовности ребенка к школе.

Родители могут оценить готовность ребенка к первому классу с помощью специальных тестов. Несколько из них мы привели ниже:

Тест-опросник «Скоро в школу»

Тест-опросник по Е. Голощаповой. Каждый положительный ответ оценивается в один балл.

  1. Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?
  2. Привлекает ли ребёнка в школе то, что он там много узнает, будет интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно любым делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут, например, собирать конструктор или рисовать?
  4. Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых никого не стесняется?
  5. Умеет ли ребёнок составлять рассказы по картинке в пределах 10 предложений?
  6. Может ли ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли ребёнок изменять существительные по числам? ( тетрадь- тетради)
  8. Умеет ли ребёнок читать по слогам или целыми словами?
  9. Может ли сосчитать до 10 и обратно?
  10. Сможет ли решить простую задачу на вычитание или прибавление единицы
  11. Верно ли, что ваш ребёнок имеет твёрдую руку? (Уверенно ли пишет, рисует, может повторить узор или букву.)
  12. Любит ли ребёнок рисовать или раскрашивать картинки?
  13. Может ли пользоваться ножницами, клеем?
  14. А соберёт ли разрезанную на пять частей картинку за 1 минуту?
  15. Знает ли названия диких и домашних животных?
  16. Умеет ли он обобщать понятия?
  17. Любит ли ребёнок заниматься самостоятельно- рисовать, рассматривать картинки, играть в настольные игры, собирать мозаику и т.п.?
  18. Понимает ли он и точно ли выполняет словесные инструкции?

Если вы набрали 15-18 баллов – можно считать, что ребёнок готов к школе.

Если вы набрали 10-14 баллов, то вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.

Если у вас получилось 9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Предлагаем вам еще один опросник для определения степени готовности вашего ребенка к школе:

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

  1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
  2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
  3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
  4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
  5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
  6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
  7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
  8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
  9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
  10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
  11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
  12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
  13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
  14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
  15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
  16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом «фрукты» яблоки и груши?
  17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача — систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
Больше тестов на странице «Готов ли ребенок к школе — тесты».

Советы по подготовке к школе

podgotovka_k_shkoleДля того, чтобы подготовка ребенка к школе принесла свои положительные плоды, можно воспользоваться нашими советами:

  • начинайте и заканчивайте занятия с ребенком на положительной ноте;
  • всегда хвалите малыша за успехи и помогайте преодолевать неудачи;
  • все занятия должны проводиться только в игровой форме;
  • чередуйте занятия, так ребенку будет легче усваивать информацию;
  • в занятиях используйте, как можно больше наглядных пособий.

Запомните, что каждый ребенок индивидуален и процесс занятий, скорее всего, будет происходить не так, как вы изначально задумали. Не беспокойтесь об этом, внесите коррективы и спокойно продолжайте занятия с ребенком.

Для повышения самооценки учите ребёнка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми; не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т. д.

А напоследок хотелось бы дать главный совет, если вы, прочитав статью, сомневаетесь в готовности своего ребенка к школе, то не стоит отдавать его в первый класс. Посоветуйтесь с психологами и педагогами, не позвольте своим амбициям обречь ребенка на трудности. Довольно многие дети «дозревают» до школы к восьми годам и просто отлично учатся все годы. Поэтому не торопитесь, внимательно отнеситесь к своему ребенку и только после тщательных размышлений отдавайте его в первый класс.

Игры для подготовки ребенка к школе

Игры для подготовки к школеДовольно часто малыши предоставлены сами себе. Родители занимаются важными домашними делами, а малыш с удовольствием проводит свободное время за экраном телевизора. Это явно не способствует его развитию, поэтому старайтесь вовлекать ребенка в игровую деятельность, занимаясь обычными делами по хозяйству. Вот небольшая подборка развивающих игр, которые помогут вам и вашему ребенку подготовится к школе.

Игры на развитие мелкой моторики

Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон. Для развития мелкой моторики также предлагаем выполнять с ребёнком как можно чаще следующие упражнения:

  • штриховать карандашом в различных направлениях;
  • рисовать красками, карандашами;
  • лепить из пластилина, глины;
  • вырезать из бумаги;
  • делать аппликации;
  • рвать бумагу руками;
  • складывать бумагу;
  • складывать мозаику;
  • собирать из конструктора;
  • завязывать шнурки;
  • вязать верёвочные узлы;
  • пришивать пуговицы (предложите ребёнку раскрасить паровоз, а вместо колёс пришить пуговицы);
  • вязать, вышивать.

Игры на развитие памяти ребёнка

  • Попросите ребёнка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Пусть ребёнок её нарисует. После уборки ребёнок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом.
  • Попросите ребёнка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5—15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

Для развития памяти также нужно:

  • пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребёнку;
  • рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);
  • пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героев что говорил, что делал);
  • смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.

Игры на развитие внимания ребенка

  • Посоревнуйтесь с ребёнком: вы ищете предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он — в комнате.
  • Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поёте песню), а ребёнок должен хлопнуть в ладоши каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «К» («М», «Б» и т. д.).

Для развития внимания также нужно учить ребёнка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать, слушать и рисовать.

Задания для ребёнка:

  1. Откройте перед ребенком картинку в книжке со сказкой (можно выбрать любую сказку). Пока ты её будешь рассматривать, я буду читать стихотворение. Слушай внимательно.

Когда вы закончите читать стихотворение, уберите картинку и задайте ребёнку следующие вопросы:

  1. Кто изображен на картинке?
  2. Кто главный герой сказки?
  3. Какое время года на картинке?
  4. Какие предметы или животные перечислены в стихотворении?

Чем больше ребёнок даст правильных ответов, следовательно, тем лучше у него развито внимание.

  1. Раскрась картинку. Пока ты будешь её раскрашивать, я буду читать тебе сказку. Слушай внимательно.

После прочтения сказки задайте ребёнку вопросы по раскрашенной им картинке (можно попросить обосновать выбор цветов) и по сказке (как в задании 1).

  1. Кто изображён на картинке?
  2. Какое время суток на картинке?
  3. Кто главный герой сказки (и т. п.)?

Игры на развитие речи ребенка

  • Вы называете любое слово (существительное — название предмета, глагол — действие, прилагательное — признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите бельё — утюг, включать, горячий). Ребёнок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т. п.). Желательно, чтобы он придумал не одно, а несколько словосочетаний.
  • Предложите ребёнку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.
  • «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог) на заданную тему, а ребёнок должен его продолжить. Например, слова по теме «Кухня»: ду — духовка, ча — чайник и т. д.

Для развития речи также нужно:

  • чаще просить ребёнка пересказать книгу, мультфильм; рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т. д.;
  • не разрешать ребёнку употреблять в речи слова-паразиты (ну, вот, значит и т. п.); как только вы услышите подобное слово, хлопайте в ладоши (или придумайте что-то другое, что будет привлекать его внимание и останавливать);
  • чаще читать ребёнку книги, а если ребёнок уже умеет читать, то всячески стимулировать и поддерживать интерес к чтению.

Игры на развитие мышления ребенка

  • «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя любую домашнюю работу: вы называете какое-нибудь слово, обозначающее предмет домашнего обихода, а ребёнок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот (например: стол — лоте). Затем вы меняетесь ролями. Желательно, чтобы вначале использовались слова, состоящие из 3—4 букв: нож, лес, стул.
  • «Найди предмет». Усложнённый вариант игры «Скажи слово наоборот»: произнесите слово наоборот (например: лутс). Нужно назвать исходное слово и показать предмет, который оно обозначает.
  • «Что общего?» Предложите ребёнку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. Например: что общего между ножом и луком (нож острый, а у лука острый запах); пылесосом и веником и т. д.

Для развития мышления также нужно:

  • разгадывать ребусы;
  • составлять ребусы;
  • рисовать комиксы;
  • составлять из предложенных слов предложения;
  • составлять из геометрических фигур картинки.

Задания для ребёнка

  1. Отгадай ребусы.
  2. Нарисуй продолжение комикса.

Игры на развитие пространственных представлений у ребенка

  • «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадываете предмет. Ребёнок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперёд, шаг влево, посмотри вниз и т. д.). Затем ребёнок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребёнка.
  • «Найди предмет по плану». Для этой игры необходимо нарисовать план комнаты, в которой вы будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане (например, ставит крестик, как на рисунке). Второй игрок должен, руководствуясь только планом комнаты, найти спрятанный предмет.

Для развития пространственных представлений также нужно:

  • срисовывать буквы, цифры, картинки;
  • рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;
  • играть в игру «Морской бой».

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

  • «Любимое-нелюбимое». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит — грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие — сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).
  • «Ожившие предметы». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему. Рассмотри лица детей и скажи, что они чувствуют.

Для развития эмоциональной сферы также нужно:

  • при чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребёнка, что чувствуют герои, какое у них настроение;
  • чаще говорить ребёнку о собственном состоянии (например: «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать, будто солнце у меня внутри» и т. д.).

Игры на развитие воображения ребенка:

  • Попросите ребёнка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.
  • Предложите ребёнку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.
  • Предложите ребёнку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварёшку), и придумать рассказ про этот предмет («Я — поварёшка, живу на кухне» и т. д.).

Для развития воображения также нужно:

  • соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина);
  • мысленно уменьшать-увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина);
  • придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку, как мяч и т. д.).

 

Добавить комментарий

Новости от партнеров
Реклама от партнеров