Адаптация ребенка к школе

Ребенок идет в школуПервый раз в первый класс… Наверное, в жизни каждой семьи это один из самых волнительных и важных моментов. Ведь ребенок становится взрослым и самостоятельным, отрывается от привычной атмосферы детского сада и постоянной заботы воспитателей. Что ждет его в первые школьные месяцы? Как определить, что он готов к школе? Чем помочь ему, если адаптация в новых условиях проходит тяжело и непросто? Давайте, попробуем разобраться с этими вопросами, волнующими практически всех родителей, отправляющих своего ребенка в первый класс.

Адаптация или дезадаптация

В первую очередь необходимо определиться с ключевыми понятиями, отвечающими за состояние ребенка в новом для него мире. Адаптация ребенка к школе включает в себя два аспекта: психологический и социальный. Придя в первый класс, ребенок вынужден перестраиваться и вливаться в новый коллектив с абсолютно незнакомыми ему правилами. Буквально сразу же у первоклассника появляется множество обязанностей и ограничений. Естественно, что ребенок переживает это очень тяжело. Длительность адаптационного периода зависит от многих факторов: характера, воспитания, психотипа первоклассника и взаимоотношений внутри семьи.

Если адаптационный период затягивается, и ребенок негативно реагирует на любое упоминание о школе, то психологи называют подобное поведение дезадаптацией. Она характеризуется абсолютным отказом от обучения и неспособностью усваивать учебный материал. К счастью, это обратимый процесс. Главное, заметить дезадаптацию вовремя и обратиться за помощью к педагогу и психологу. Они смогут выявить причины возникновения проблемы и особенности ее течения. Обычно на устранение дезадаптации школьника требуется несколько месяцев плотной совместной работы специалистов и родителей.

Психологическая адаптация ребенка к школе

Адаптация в школеПериод поступления в первый класс является одним из самых сложных в жизни ребенка. Психологи называют его кризисом семилеток. Чаще всего родители не замечают серьезных изменений в психике ребенка, но на самом деле первоклассник меняется и приобретает новые навыки ежедневно. От того, насколько младший школьник психологически подготовлен к школе, зависят его будущие успехи и место в школьном коллективе.

С наступлением семи лет, ребенок меняет свою основную деятельность с игровой на учебную. Это сопровождается серьезными изменениями в психике и поведении. Большинство детей оказываются абсолютно не подготовлены к новому этапу жизни. Привычная деятельность, когда ребенок мог практически все свободное время проводить за играми и не выходить из зоны комфорта, постепенно сменяется учебной. Самое сложное для ребенка это принять изменения и вместо привычной установки «Я хочу» перейти на более взрослую «Я должен». Ведь школа накладывает на семилетку ряд обязательств:

  • ранний подьем;
  • ежедневные уроки, которые обязательно нужно «высидеть»;
  • домашние задания, которые необходимо делать систематически, независимо от настроения и желания.

Естественно, что первое время ребенок начинает бунтовать и отказываться от посещения школы, мотивируя усталостью и отсутствием комфорта. Со временем, в результате успешной адаптации ребенка к школе, он привыкает и начинает воспринимать все происходящее более позитивно. Новые обязанности перестают тяготить, а первые успехи в обучении окрыляют и подвигают к очередным свершениям. Обычно психологи, наблюдающие за первоклассниками, отмечают, что психологическая адаптация к школе завершается успешно у 85% детей уже через три месяца обучения.

Не только новые обязанности приводят к кризису семилеток, но и психологические изменения, естественные для этого возраста. Ребенок к семи годам перестает мыслить образами и переходит к оценке жизненных ситуаций с точки зрения логики. Он старается найти всему рациональное объяснение, начинает критиковать поступки других людей, в том числе и родителей. Ему уже не просто запретить что-либо, каждое решение требует четкого обоснования. Параллельно у ребенка начинают активно развиваться отделы головного мозга, отвечающие за кратковременную и долговременную память. Он становится крайне внимательным и собранным.

В идеале все эти изменения должны произойти как раз до поступления ребенка в первый класс. То есть психологическая адаптация к школе должна быть закончена к тому моменту, когда первоклассник впервые войдет в двери учебного заведения. Поэтому психологи советуют родителям будущих школьников уделить особое внимание выработке навыков чтения, письма и тщательно соблюдать режим дня в летние месяцы.  Так же положительно влияет на будущую адаптацию ребенка к школе умение концентрироваться и ответственно выполнять задания. Стоит ежедневно в течение двух-трех месяцев давать малышу несложные учебные задания, которые он должен выполнять за отведенный промежуток времени. Так первоклашке будет проще адаптироваться к грузу ответственности в новом мире.

Социальная адаптация ребенка к школе

Социальная адаптацияБольшинство родителей считают, что социальная адаптация это не настолько серьезный аспект, чтобы уделять ему достаточное внимание. Доля истины в этих размышлениях есть: ведь ребенок ходил в детский сад, общался со сверстниками, да и во дворе у него, скорее всего, найдется парочка друзей. О чем можно тревожиться? Но на самом деле социальная адаптация ребенка к школе это очень тяжелый процесс, многие дети тратят на него практически целый учебный год.

Стоит отметить, что труднее всего приходится «домашним» детям, которые не посещали дошкольные учреждения. Такие первоклассники приходят в школу абсолютно неподготовленными:

  • они не знакомы с правилами поведения в детском коллективе;
  • имеют слабые коммуникативные навыки;
  • плохо выносят долгое пребывание среди сверстников;
  • не умеют решать конфликтные ситуации.

«Домашним» детям приходится в кратчайшие сроки учиться навыкам общения и искать свое место в коллективе сверстников. Хорошо, если педагог ребенка понимает проблему и уделяет внимание ее решению. Но бывает так, что преподаватель перекладывает социальную адаптацию на родителей ребенка, которые просто не знают, как правильно к ней подступиться. В итоге, малыш замыкается в себе и начинает отставать от сверстников по учебе.

Дети, поступившие в первый класс после нескольких лет в дошкольных учреждениях, тоже оказываются не готовы к нахождению в новом коллективе. Группа детского сада представляет собой иной организм, чем школьный коллектив, и ребенку приходится знакомиться с ним заново. В первую очередь дети стараются занять свое место в социуме. Многие родители первоклассников замечали, что у сына или дочки за несколько недель обучения появляется множество новых друзей и увлечений. Они постоянно созваниваются с одноклассниками, проводят вместе время на прогулках и часто записываются в одни кружки и секции. Не стоит препятствовать этому общению. Ведь ребенок пытается контактировать и прочно обосноваться в кругу сверстников. Если его попытки увенчаются успехом, то можно говорить об успешной социальной адаптации в новой среде. Обычно это происходит в самые первые школьные месяцы. В противном случае ребенок становится изгоем в детском коллективе, подвергается гонениям и насмешкам. Выйти из этой роли у многих детей не получается вплоть до окончания школы, поэтому и стоит уделять такое важное значение социальной адаптации младшего школьника.

Адаптация ребенка в средней школе

Довольно часто случается, что после перехода ребенка в пятый класс, родители перестают его узнавать. Он становится агрессивным, замкнутым. У него наблюдается повышенная утомляемость и ухудшение успеваемости. Это не удивительно, ведь адаптация ребенка в средней школе является важным условием его дальнейших успехов.

Кажется, что ничего серьезного не случилось, школьник продолжает обучение в знакомых стенах и в своем же коллективе. Но переход из младших классов в средние сопровождается своими проблемами и трудностями. Этот период не менее сложен для ребенка, чем начало обучения в первом классе.

Психологи отмечают, что в возрасте десяти лет ребенок становится более самостоятельным и оторванным от родителей. Он все больше стремится к общению со сверстниками и проведению свободного времени вне дома. За первые годы обучения в школе он научился принимать решения и обрел уверенность в своих силах. Он четко понимает свои слабые и сильные стороны, умеет правильно распределять время и приобретает учебную мотивацию. Переход в среднюю школу практически разрушает четко выстроенную модель поведения ребенка. Он вновь становится самым младшим среди учеников, ведь пятиклашки практически в каждой школе являются основным объектом шуток со стороны более старших товарищей. Ему приходится в ускоренном режиме адаптироваться к усложненной школьной программе и новым предметам. Теперь его способности оценивает не один педагог, знакомый и горячо любимый, а несколько учителей-предметников, которые не столь благожелательны и терпимы к школьникам. К тому же ребенку необходимо быстро научиться ориентироваться в школьных коридорах, ведь теперь все уроки будут проходить на разных этажах и кабинетах. А за короткую перемену нужно не только перекусить в заполненной старшеклассниками столовой, но и отыскать кабинет, где и будет следующий урок.

Все это не просто дается ребенку. Чтобы помочь ему адаптироваться к школе, родители должны тесно контактировать с педагогами. Не поленитесь познакомиться с каждым учителем и рассказать об особенностях своего ребенка. Со своей стороны необходимо быть предельно внимательными и активными. Приглашайте в дом друзей ребенка, интересуйтесь его увлечениями, будьте терпимы к ухудшению успеваемости. Чтобы не запустить учебу, помогайте ему делать домашние задания или наймите репетитора. Специалисты уверяют, что предметы, запущенные в пятом классе, не дадут школьнику возможности успешно учиться в дальнейшем. Свободное время ребенка должно быть максимально занято. В этот период дети легко идут на контакт с различными компаниями и приобретают первый негативный опыт, такой как курение и алкоголь.

Адаптация старшеклассников к новой школе

Старшая школа это практически финишная прямая перед выходом ребенка во взрослую жизнь. Многие родители, беспокоясь о будущем своих детей, стараются перевести их в лицеи либо школы с углубленным изучением некоторых предметов. Им кажется, что после пары лет в таких учебных заведениях ребенок легко поступит в любой университет. Но на самом деле они не учитывают момент адаптации к новой школе. Старшеклассник практически заново вынужден отвоевывать свое место в коллективе, на что уходят все его силы. Учебе уделяется гораздо меньше внимания. Поэтому прежде чем перевести старшеклассника в новую школу либо класс стоит хорошенько подумать. Готовы ли вы пройти адаптационный период аналогичный начальным месяцам обучения в первом классе?

Если ребенок переходит в старшую школу вместе со своим классом, то период адаптации будет проходить значительно легче. В этом случае проблема адаптации ребенка к школе решится буквально за несколько первых недель. Хотелось бы отметить, что старшая школа характеризуется ответственностью за профессиональное самоопределение. Ребенок пытается остановить выбор на какой-либо профессии. От этого зависит список учебных предметов, которым следует уделить повышенное внимание. Обычно это волнительное мероприятие для детей и родителей, которые пытаются скорректировать выбор профессии с точки зрения своего опыта. Чаще всего это заканчивается конфликтами в семье и ухудшением успеваемости.

Чтобы помочь ребенку быстрее адаптироваться, стоит дать ему возможность действовать самостоятельно, но под неусыпным наблюдением. Родители должны превратиться в незримых наблюдателей, которые в нужный момент мягко, ненавязчиво, но авторитетно направят свое чадо на путь истинный. Большое влияние на старшеклассника оказывают сверстники, поэтому внимательно отнеситесь к тому, с кем дружит ваш ребенок. Друзья, мечтающие поступить в университет и сделать карьеру, будут стимулировать его на еще большие свершения.

Признаки успешной адаптации школьника

Внимательные родители с легкостью ответят на вопрос, насколько успешно адаптировался к школе их ребенок. Основные признаки одинаковы и для первоклашек и для старшеклассников:

  • ребенок доволен учебой (он много рассказывает о своих успехах, гордится победами и с удовольствием идет в школу каждый день);
  • школьная программа не вызывает у ученика никаких проблем (конечно современные программы могут быть весьма сложными, но они не должны провоцировать неуверенность и страх неудачи);
  • самостоятельность при выполнении домашних заданий (это свидетельствует о том, что у ребенка сформировалась учебная мотивация);
  • хорошие отношения с одноклассниками (уважение в коллективе свидетельствует о том, что ребенок сумел адаптироваться и занять свое место среди сверстников, то есть школа стала для него зоной комфорта).

Если у ребенка наблюдаются все эти признаки в совокупности, то родители могут быть спокойны за психическое здоровье и успешное обучение своего школьника.

Адаптация ребенка к школе это естественный этап превращения малыша во взрослую и самостоятельную личность. Поддержка родителей и учителей смогут сделать этот процесс более простым и легким.

Добавить комментарий

Новости от партнеров
Реклама от партнеров